Человеческий фактор

Человеческий фактор как причина несоответствий

Человеческий фактор- самый нелюбимый руководителями фактор и самая любимое объяснение исполнителями причин своих неуспехов.

Бывает ли человеческий фактор или это придумка?

И официально, и на практике, и по логике- человеческий фактор бывает. Согласно своему названию под этим термином понимают все аспекты, связанные с личностью конкретного человека (сотрудника). Другую группу причин несоответствий в системе управления составляют системные причины, то есть те факторы, которые не связаны с конкретным исполнителем. Исходя уже из этого объяснения можно сделать первые выводы и решения в работе с человеческим фактором.

  1. Раз этот фактор мешает руководителю управлять, значит необходимо разработать меры воздействия на человеческий фактор
  2. Человеческим фактором можно назвать только те случаи, в которых нет признаков ошибок в системе. Это означает, что ПРИЧИНА ошибки связана с личностью сотрудника (с его характером, психологическим, эмоциональным состоянием), а с не недостатками процессов.

Работа над этой проблематикой начинается с пункта 2, где организация ДО постановки «диагноза человеческий фактор» тщательно изучает причину допущенной ошибки. Самые распространенные методы – это метод «5 Почему», анализ причин по диаграмме Исикава.

Примеры таких анализов:

Несоответствие: Задание не выполнено в срок. Организация взяла доплату за срочность выполнения заказа, но не выполнила обещания. Применены штрафные санкции со стороны заказчика за срыв сроков.

Почему? — Забыл. И вот тут многие допускают ошибку, «поверив» в первый признак человеческого фактора. Метод 5 Почему заставляет дальше задавать вопросы.

Почему «забыл»? – Потому, что срок сдачи заказа был сначала один, а потом заказ приостановили, срок был не понятен, позже его сообщили на совещании, не исправили в новом ТЗ.

Почему «приостановили»?- Потому, что заказчику понадобилось сдать заказ быстрее, согласование новых сроков шло через руководство

Почему «не исправили в ТЗ, а сообщили устно»? – В совещании с заказчиком не участвует плановый отдел, только производство и руководство.

В этом примере на данном этапе задавание вопросов «ПОЧЕМУ» приостанавливается и делается комплекс мер, направленных на:

  • Улучшение процесса согласования сроков с заказчиками. Вводится процедура оценки возможностей выполнения заказов в новые сроки
  • Улучшение процесса коммуникации. Дорабатывается процесс обмена информацией по изменениям в сроках. Новый срок вводится плановым отделом в ТЗ, напоминание о сроках сдачи формируется системой автоматически
  • Разрабатывается многоступенчатая система мониторинга выполнения и сдачи заказа ДО наступления часа Х.

В следующей статье мы расскажем, как такое несоответствие было бы проанализировано с применением диаграммы Исикавы.

Следите за нашими публикациями!

Ваш эксперт

www.be-expert.ru

Отправляя коментарий, вы принимаете соглашение сайта об обработке персональных данных.