Upravlenie NP

Управление несоответствующей продукцией

Управление несоответствующей продукцией – одна из процедур системы менеджмента качества, которая была обязательной к документированию с самых первых версий стандарта ISO 9001. И даже при резком сокращении требований к документации все отраслевые стандарты с требованиями к СМК, например, EN 9100, IATF 16949, ISO 13485, регламентируют документальное оформление управление несоответствующей продукцией.

Что должно войти в содержание?

  1. Формы регистрации несоответствующей продукции в штуках, граммах или тоннах, партиях и пр. Данные записи являются основной для последующих действий.
  2. Несмотря на то, что управление несоответствующей продукцией (далее: НП) в нашей статье как первый этап определяет ее регистрацию, на практике ведение записей при возникновении несоответствий не будет первостепенной задачей. Необходимо принять первоочередные меры по  блокировке несоответствия и предотвращению передачи несоответствующей продукции далее по производственной цепочке или потребителю. Традиционно на данном этапе вводятся оперативные меры по идентификации (обозначению) НП или ее изоляции (отделению). Примеры идентификации несоответствующей продукции по месту размещения приводим на фото ниже.
Пример идентификации зоны брака
Бирка с идентификацией зоны карантина
Пример идентификации места хранения несоответствующий продукции

3. Следующий этап – этап расследования, на котором необходимо решить, что делать далее с несоответствующей продукцией. Вариантов не так много: несоответствующую продукцию можно

  • исправить, скорректировать, отремонтировать;
  • принять как соответствующую, то есть признать отклонение допустимым;
  • утилизировать, так как она уже не подлежит исправлению.

4. После расследования назначенные меры реализуются. В случае исправлении несоответствий в обязательном порядке проводится повторный контроль, который подтверждает устранение несоответствия

5. Одновременно запускается процесс поиска причины происшествия, который призван ответить на вопрос, почему потребовалось вообще управление несоответствующей продукцией.

6. И по результатам анализа причин и оценки необходимости в последующих действиях принимается решение о последующих корректирующих и предупреждающих действиях.

Что еще может помочь в реализации процедуры? Мы рекомендуем, при возможности, определить следующие аспекты:

  1. Библиотека дефектов с определением конкретных действий по каждому виду несоответствий
  2. Состав комиссии для расследования несоответствий и их причин
  3. Способы и уровни оперативного информирования о возникновении брака

С одной стороны, рассмотрев указанные выше требования, управление несоответствующей продукцией кажется простой и понятной процедурой. Однако, на практике встречается большое количество отклонений от данного процесса. Для клиента это означает, что есть риск создания и получения им несоответствующего продукта. Оба случая является нежелательными, так как либо будет поставлен брак, либо будет задержка в исполнении заказа.

Рекомендуем всех при разработке систем управления обратить особое внимание на управление несоответствующей продукцией как процесс, на его функционирование и результативность. Обучение по работе с несоответствиями можно пройти в индивидуальном формате для вашей организации у наших партнеров, компании ОРЕКС.

Ваш Эксперт

info@be-expert.ru

Отправляя коментарий, вы принимаете соглашение сайта об обработке персональных данных.