Улучшение системы менеджмента качества необходимо для любого успешного бизнеса. Системы управления помогают обеспечить соответствие продукции и услуг потребностям и ожиданиям клиентов, а также постоянство обслуживания и качества в течение длительного времени. Цель системы управления качеством — способствовать постоянному улучшению всех процессов, операций и продукции организации.
Однако недостаточно просто внедрить систему управления, необходимо обеспечить улучшение системы менеджмента качества. Следует регулярно оценивать пригодность, работоспособность, результативность, эффективность СМК и, при необходимости, вносить улучшения.
Почему же важно осуществлять улучшение системы менеджмента качества?
Прежде всего, как писали выше, это поможет обеспечить соответствие вашей компании стандартам ГОСТ Р ИСО (ISO) 9001, ГОСТ Р ИСО 13485, IATF 16949 и др. Наконец, это помогает вашей организации выявлять потенциальные проблемы на ранних стадиях, что позволяет решать их быстрее и эффективнее, чем если бы они были замечены только на поздних стадиях процесса.
Первым шагом на пути к совершенствованию системы менеджмента качества является сбор исходных данных как внутри организации, так и за ее пределами. Например, в стандарте на процесс улучшения системы менеджмента качества могут быть сформулированы следующие входные данные:
- выполнение поставленных Целей по качеству;
- результаты внутренних и внешних аудитов системы менеджмента качества;
- статус выполнения и результаты корректирующих и предупреждающих действий;
- проведение улучшений, предложенных работниками предприятия;
- имеющие место недостатки на всех участках деятельности предприятия, в том числе продукции;
- финансовые данные, затраты, экономические показатели;
- результаты анализа рисков;
- достижения конкурентов;
- результаты выполнения предыдущих планов и мероприятий, оценки их эффективности, результативности.
Точные входные данные определены в требованиях соответствующих стандартов на системы менеджмента.
Анализ данных в указанных областях определяет приоритетные области для улучшений. Решения могут включать в себя как масштабные действия, так и организационно-технические мероприятия. Частыми направлениями для улучшений системы менеджмента качества являются:
- улучшения системы контроля качества, программы производственного контроля;
- внедрение программ обучения, направленных на то, чтобы помочь сотрудникам лучше понять, как их работа непосредственно влияет на качество продукции;
- внедрение технологических решений, таких как автоматизация процессов/аналитика данных для повышения точности/эффективности проверок и т. д..;
- внедрение аудитов продукта, аудитов процесса, регулярное проведение периодических оценок эффективности существующих процессов в отделах/группах. Успешной практикой является привлечение к такой диагностике внешних квалифицированных экспертов ОРЕКС;
- регламентирование деятельности, внедрение стандартных операционных процедур (СОП). Процедуры определяют, какие задачи должны выполняться, когда, кем и т. д., эффективно помогая автоматизировать ручные процессы (снижая вероятность человеческой ошибки);
- внедрение улучшений в процессах коммуникации между заинтересованными сторонами, например, поставщиками/производственным персоналом, чтобы можно было быстро обмениваться соответствующей информацией, когда происходят изменения из-за неисправностей/дефектов и т. д.;
- изучение. мнений клиентов с помощью опросов и т. д., предоставляя полезную информацию о восприятии продукта потребителями;
- и т.д.
Примеры того, какие улучшения системы менеджмента качества проведены в рамках проектов по созданию и развитию систем управления ОРЕКС:
Пример 1. Компания на основе анализа дефектов и негативных трендов ввела более строгий контроль технологических процессов. В результате отмечено значительное сокращение количества дефектов, что привело и к снижению затрат, связанных с устранением дефектов.
Пример 2. В результате рассмотрения предложений работников компании изготовлены мобильные стеллажи для хранения металлопродукции. Такое решение привело к сокращению производственных циклов более, чем на 7 процентов.
Остались вопросы? Требуются примеры и документированные процедуры по улучшению системы менеджмента качества? Напишите нам!
info@be-expert.ru
Оставить отзыв