Оценка процессов играет важнейшую роль в современном бизнесе. Это процесс анализа и измерения результативности, эффективности, своевременности, качества деятельности компании с целью обеспечения:
- долговременного успеха;
- предотвращение наступления негативных событий, рисков (ухода клиентов, персонала, потери данных и пр.).
Оценка процессов помогает организациям:
- разобраться, как в действительности (не по рассказам, не по документам / презентациям и отчетам) осуществляется процесс, какие фактические результаты дает. Здесь не должно быть сюрпризов!
Пример на нашем фото ниже. Так отлично всё придумано в регламенте. А по факту? Успеваем с разработкой или нет, и теряем от этого заказы (= деньги)?

- идентифицировать проблемные места и недочеты в работе компании, а также определить направления для устранения недочетов.
Вот кажется на деле, ну что такого, что с окрасочной камеры выходят изделия с недочетами; что оформляются задания на переделку. А ведь это и ресурсы на дополнительное время работы камеры, и трудочасы персонала, который вместо 100 окрашенных изделий в смену успевает только 80.

Процесс оценки процессов обычно включает в себя несколько шагов.
- Во-первых, при всей широте возможностей практики необходимо определить цели и показатели, которые требуется оценить. Это может быть снижение времени выполнения задачи, повышение качества продукции или улучшение клиентского обслуживания, например.
- Затем проводится сбор данных. Для этого могут использоваться различные методы, включая наблюдение за процессами, интервьюирование сотрудников и клиентов, анализ документации и статистические данные. Важно собрать достаточно информации, чтобы получить полное представление о текущем состоянии процесса.
- Следующий шаг оценки процесса- анализ данных. Это включает в себя статистическую обработку информации, выявление трендов, а также определение корреляций и зависимостей между различными переменными. Анализ данных помогает выяснить, на каких этапах процесса возникают проблемы или неэффективности, от чего это зависит, что или кто влияет на такие результаты.
- После анализа данных можно перейти к назначению мероприятий.
К каким общим мероприятиям приводит оценка процессов? Примеры ниже:
- Определение ключевых показателей (KPI) процесса. После реализации оценки процесса и мероприятий, конечно, нужны лучшие результаты. KPI — это конкретные метрики и показатели, которые позволяют измерять нужную для вашей организации характеристику процесса, его соответствие установленным целям. Они могут включать в себя такие показатели, как количество произведенной продукции, сроки выполнения задачи, степень удовлетворенности клиентов и другие. Пример тестовых KPI c нашего проекта приводим на следующем фото.

- Проектирование процессов. Проектирование и моделирование процессов позволяют определить нужный алгоритм нового процесса, включая его участников, точки согласования и контроля, время на выполнение этапов и многое другое. Такой алгоритм позволяет в будущем эффективно управлять ресурсами, оптимизировать последовательность операций и улучшать потоки информации на постоянной основе (мы ведь понимаем, что проведенная оценка и разработанные мероприятия даже самыми лучшими нашими экспертами не означает, что мир не поменяется, что этими алгоритмами можно будет пользоваться вечно).
- Менеджмент качества. Оценка процессов неизбежно возвращает к качественному управлению. Нет, здесь ни в коем случае речь не идет о создании неработающих документов. Мы говорим об установлении стандартов качества, формировании системы контроля качества, анализе причин возникновения проблем и постоянное улучшение.

- Использование технологий и автоматизации. В результаты оценки процессов будут включены выводы об улучшении результатов, в том числе, с помощью технологий и автоматизации. Да, у хорошего коллектива и хорошей системы управления есть также ограничения возможностей. В определенный момент требуется техническое, технологическое и программное обновление.
В качестве итогов:
Оценка процессов — это непрерывный процесс. Не зря ведь в системе менеджмента качества есть требование по проведению внутренних аудитов.
Организации должны периодически переоценивать свои процессы, особенно с учетом изменяющихся условий, новых технологий и требований клиентов. Это позволяет бизнесу быть гибким и конкурентоспособным в современной быстро меняющейся среде.
Напишите нам expert@orexpro.com и получите предложение по комплексной оценки процессов Вашего бизнеса.
Ваш эксперт
Оставить отзыв