Идентификация продукции – это обозначение, которое позволяет определить объект, его свойства, принадлежность. В процессах организации идентифицируют много всего:
- Прежде всего, продукт, полупродукт (номером заказа, номером партии;
- Сырье, материалы, комплектующие, упаковку (номером партии);
- Оборудование, инструменты, оснастку (номером, обозначением);
- Персонал (номером, штампом с уникальным номером, посредством пропуска/карточки);
- Документы (номером, наименованием) и другое
В качестве метода идентификации используются сопроводительные листы, бирки, наклейки.
Идентификация продукции не ограничивается только ответом на вопрос «Что это такое?». Идентификация для многих объектов может быть внедрена для обозначения статуса контроля, а именно:
- Годен или не годен продукт, материал упаковка;
- Можно или нельзя использовать оборудование (прошло обслуживание, мойку и пр.);
- Поверено /калибровано или не поверено – способ идентификации для средств измерений;
- Действующий или архивный – обозначение идентификации и прослеживаемость для документации.
Для данного вида идентификации продукции часто применяется принцип светофора: зеленая маркировка – разрешено к использованию/передаче, красная маркировка – запрещено. Такая практика очень распространена и ожидается в управлении несоответствующий продукции. В качестве методов могут быть использованы также бирки, но и места хранения, тарные емкости, в том числе, красного / зеленого цветов.
Кроме однозначных статусов контроля «хороший» / «плохой» процедура идентификации может содержать статус «годен с ограничениями/ по согласованию». Такой статус полезно внедрять для материалов, полупродуктов, готовой продукции, например, для следующих случаев:
- Материалы / продукция находится на контроле, статус не определен. Здесь, конечно, можно задать вопрос, зачем маркировать? Идентификация помогает определить или проконтролировать работу контролирующего персонала (ОТК), что уже отобрана проба, осуществляется контроль или испытания.
- Материалы / продукция могут быть использованы в производстве либо переданы потребителю только в определенных случаях, например, как продукция низшего сорта, например, использовать комплектующие для некритических конструкций.
- У материалов / продукции истек гарантированный срок хранения (не путаем со сроком годности!). Идентификация «годен с ограничениями» помогает сигнализировать о необходимости принятия решения по таким продуктам, например, провести дополнительные испытания, чтобы подтвердить возможность использования.
Если рассматривать для данного случая метод идентификации продукции по принципу светофора, то часто применяется желтый цвет, обозначение «карантин».
Таким образом, идентификация представляет собой процесс определения и установления идентичности объекта или продукции, помогает часто обеспечить прослеживаемость продукции. В фокусе прослеживаемости -сырье, материалы, комплектующие, полупродукты, незавершенная продукция, готовая продукция. Она означает возможность отслеживать движение продукции / материалов / упаковки в двух направлениях:
- От продукта / материала до его происхождения (ретроспективная прослеживаемость продукции);
- От продукта / материала до конечного потребителя (перспективная прослеживаемость продукции).
Для обеспечения прослеживаемости продукции необходимо внедрить систему учета, которая позволит отслеживать перемещение и траекторию каждого объекта на всех этапах производства и поставок. Регистрация всех этапов производства, складирования, транспортировки и реализации продукции обеспечит контроль над процессом и быструю реакцию в случае неисправностей или недостатков, при необходимости обеспечения отзыва продукции.
Идентификация продукции и прослеживаемость продукции играют важную роль в обеспечении качества, безопасности и управлении производственными процессами.
В завершении статьи нам осталось ответить на вопрос, что является здесь обязательным для всех компаний. Ответ сформулируем на основе требований стандарта ISO 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001). При внедрении системы менеджмента качества:
— требуется внедрить идентификацию по статусу контроля;
— рекомендуется оценить необходимость идентификации самого объекта по его идентичности (номеру заказа, обозначению, номеру партии);
— рекомендуется оценить необходимость обеспечения прослеживаемости. В случае наличия такой необходимости, дополнительно определить, какая именно прослеживаемость требуется- до материалов, до конечных потребителей или оба варианта.
Оценка необходимости внедрения процедур идентификации и прослеживаемости определяется:
- требованиями клиентов. В наших проектов по подготовке к аудитам мы часто сталкиваемся с такими требованиями;
- требованиями законодательства, в целом всех нормативно-правовых актов;
- внутренней потребностью компании. Например, при наличии сдельной оплаты труда следует иметь систему учета выработки для каждого сотрудника / смены.
На основе принятых решений рекомендуем создать документированную процедуру по идентификации и прослеживаемости, где документально зафиксировать принятые решения.
Ваш эксперт
Работающие процессы, решения, оценка и документирование процессов
info@be-expert.ru
Оставить отзыв